Блог > 25 ноября 2014
Французский мастер-бронзовщик Пьер-Филипп Томир выполнял заказы для Людовика XVI и Марии-Антуанетты, а после Революции стал придворным мастером Наполеона I. В то же время он много работал для российского двора и аристократии.
Любопытный каминный ансамбль из бронзы работы Томира был приобретен для Большого Царскосельского дворца, а именно: каминные часы «Минин и Пожарский» в комплекте с двумя канделябрами в виде фигур Слав на четыре рожка (1820).
Удивителен уже сам факт появления русской темы во французской бронзе, переполненной, согласно «официальному стилю», античными сюжетами. Несомненно, это свидетельствует о важности российских заказов для Томира.
Первые шесть экземпляров каминных часов Томиру заказал промышленник и меценат Н.Н.Демидов. Фигуры Минина и Пожарского велено было изготовить, опираясь на популярную тогда гравюру 1808 г. Гравюра отражала промежуточный вариант скульптуры, которая сегодня является одним из символов Москвы.
Часы "Минин и Пожарский" оказались настолько популярны в стране-победительнице Наполеона, что вскоре Томир стал серийно изготавливать ансамбль из часов и двух канделябров в трех возможных размерах и с некоторыми вариациями в исполнении основания: из мрамора или золоченой бронзы. В царскосельском собрании представлен малый вариант ансамбля с основанием из мрамора.
В отличие от фигур Минина и Пожарского, воплощенная в бронзе Слава нередко украшала французскую ампирную бронзу. В коллекции Mathieu также представлена эта весьма характерная для начала XIX в. модель: канделябры с крылатыми Славами на четыре рожка из патинированной и золоченой бронзы:
Литература
Художественная бронза. Царскосельское собрание. Сост. Т. Серпинская. СПб: "Аврора", - 2009. С. 128-129. Фотограф С. Лутфирахмапов