Ювелирное бра Жермена

Блог > 20 марта 2014

Бра 1756 г. в форме лавровых ветвей, перевязанных лентой, - настоящий шедевр стиля Людовика XV, созданный придворным ювелиром Франсуа-Тома Жерменом (François-Thomas Germain). 

Обратим внимание, что, несмотря на грандиозные для настенного светильника размеры (высота около 150 см, ширина 80 см), бра рассчитано всего на три свечи. Эта модель - яркое свидетельство эпохи, в которой светильники парадоксальным образом служили не для освещения. В первую очередь, они воспринимались как статусный предмет и соответствующим образом декорировались.

Восемь бра - четыре на три свечи и столько же на пять свечей - были изготовлены мастером по заказу герцога Орлеанского для Пале-Руаяль в Париже. Примечательное свидетельств эпохи - гравюры с изображением бра над камином в одной из комнат Пале-Руаяль - находим в "Энциклопедии" Дидро и д'Аламбера.

 Бра на три свечи были затем выкуплены по приказу Людовика XVI для апартаментов Марии-Антуанетты в королевской резиденции в Компьене. Однако после Революции они были перевезены в Люксембургский дворец в Париже. В дальнейшем  ансамбль, по-видимому, был разделен или часть бра снова перелита в металл, но на сегодняшний день известно местонахождение лишь четырех из восьми светильников. В 1920-е годы они были выкуплены английским аристократом. В настоящее время оригинал бра на три свечи входит в экспозицию the J. Paul Getty Museum в Лос-Анджелесе.

На фото ниже изображены клейма: №28 CP под короной - инвентарный номер 28 мебели Château de Compiègne; LUX - Люксембургский дворец.

                                           

Грандиозное бра на три свечи, плод поистине ювелирной работы по бронзе, специально для коллекции Mathieu Museum воссоздали мастера Mathieu.

Ювелир и скульптор Жермен мастерски воплощал в металле природные формы: как животных, так и растительные мотивы. Уже в 22 года король Людовик XV назначил его придворным мастером и выделил апартаменты и мастерскую в Лувре. Мастерская Жермена выполняла заказы для королевских особ и знати по всей Европе, в том числе для петербургских дворцов и усадеб. Как ни печально, несмотря на грандиозный профессиональный успех Жермена, последние годы жизни мастер прожил в нищете. Сегодня изделия Франсуа-Тома Жермена можно увидеть в лучших музейных собраниях мира, они по праву считаются сокровищами мирового наследия художественной бронзы.

Источники:

1) Diderot, Denis et D'Alembert, Jean le Rond. Encyclopédie, ou dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers. Vol. 1, pp. 226-227.

2) Verlet , Pierre. Les bronzes dorés français du XVIIIe siècle. Paris: Picard, 1987. Pp. 30-32.

2) Caйт the J. Paul Getty Museum: www.getty.edu