"Русские" люстры

Блог > 16 июля 2013

В европейской практике люстры, состоящие из нескольких ажурных металлических обручей и украшенные множеством удлиненных подвесок, принято называть «русскими». Попробуем разобраться почему.

Надо сказать, что в эпоху правления Елизаветы Петровны в России получили широкое распространение популярные в Западной Европе лирообразные люстры, каркас которых состоял из трех или четырех фигурно изогнутых тяг, соединенных в верхней и нижней части, а главным украшением люстр служили хрустальные пирамидки и подвески в форме дубовых листьев, картушей, ромбов. 

С воцарением Екатерины II взгляды на убранство интерьера, а вместе с ним и на осветительные приборы, изменились. В 1793 императрица подписала указ "О прекращении сообщений с Францией по случаю произошедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI", который стал серьезным подспорьем для создания и развития отечественных мануфактур, поскольку ввоз французских изделий был ограничен.

На смену бытовавшей до той поры моде на французскую декоративную бронзу пришли воздушные, хрупкие люстры, которые изготавливали мастера из Северной Европы. Не находя работы в бедных княжествах Германии и Швеции XVIII в., ремесленники  переезжали в Россию, где в это время шло масштабное строительство дворцов.  

Поначалу мастера изготавливали привычные для своих стран модели: люстры, состоящие из одного или нескольких обручей из кованого железа или латуни, которые декорировались перьями из бисера и стеклянными подвесками. Центр обручей могли украшать пластиной из голубого стекла с примесью кобальта.

Со временем работы шведских и немецких люстровщиков в Петербурге приобрели особый колорит. Художественное литье из бронзы становилось все совершеннее и - в сочетании с тонкой чеканкой и ажурным орнаментом - способствовало формированию самостоятельного явления в прикладном искусстве под названием «екатерининские люстры». Центральный шток «екатерининской люстры» зачастую украшали декоративные элементы из красного, изумрудного или синего стекла. Такая люстра в центре классического интерьера выглядела как хрупкая драгоценность.

Люстры подобного плана можно увидеть практически во всех императорских резиденциях – Екатерининский, Павловский, Михайловский дворцы, Петергоф и мн. др., - а также во многих дворянских усадьбах, как, например, Останкинский дворец или усадьба Кусково.  

В коллекции светильников Mathieu Lustrerie также присутствуют несколько моделей в "русском" стиле, как то:

 

Однако и более поздние российские люстры, созданные в XIX в., имеют свой неповторимый колорит, так как создавались в условиях таможенных ограничений на ввоз распространенной в Европе французской бронзы. Русские архитекторы XVIII - XIX вв. - Воронихин, Казаков, Львов и другие - зачастую сами проектировали люстры, которые изготавливались на российских мануфактурах. Например, Н. А. Львов создал так называемую  "гатчинскую" люстру: центральный стержень такой люстры спрятан в вазе из цветного стекла, к нему прикреплены бронзовые обручи.  А. Н. Воронихин, вдохновившись классическим искусством, спроектировал нефтяную лампу-фонарь.  

Кроме того, конечно, осветительные приборы в Российской империи, как и прочие предметы интерьера, претерпевали все те же стилистические переходы, что и западноевропейское искусство: барочные мотивы сменились классицизмом, который затем уступил место ампиру. 

Таким образом, европейский термин «русские люстры», весьма условен и не охватывает всей специфики осветительных приборов, созданных в России.

Текст - Маша Люмьер 

Литература

Ефремова И., Петухова И.  Осветительные приборы: коллекция Музея-усадьбы Останкино. М.: изд. дом Руденцовых, - 2005.

Серпинская Т. В. Художественная бронза. Царскосельское собрание. СПб: Аврора, - 2009. 

Соловьев К. А. Русская осветительная арматура. М.: архитектуры и градостроительства, - 1950.

Федорова В. В. Хрустальный звон гатчинских фонариков. Интернет-ресурс: http://history-gatchina.ru/museum/crystal