Люстра для любимой

Блог > 18 июня 2019

Маленький городок Гаргас на юге Франции отделяют от Парижа почти 800 километров. Однажды в бронированном автомобиле и в сопровождении полицейского кортежа из Парижа в Гаргас привезли… бронзовую люстру.

Фото © Patrick Gosling

Люстру доставили в мастерскую Mathieu Lustrerie для реставрации, и в течение всего времени приведения работ ее охраняли бравые офицеры французской полиции.

Жители городка привыкли к необычным гостям: по окончании важных проектов Режис Матье неизменно устраивает на фабрике дни открытых дверей, чтобы все желающие имели возможность увидеть и оценить предмет национального достояния. На этот раз в руки мастеров Mathieu попала люстра середины 18 века, изготовленная для маркизы де Помпадур по заказу самого короля Людовика XV. В перипетиях истории были утрачены некоторые элементы светильника, которые мастерам предстояло воссоздать.

Монументальная люстра потрясает воображение и сегодня: несмотря на внушительные размеры, она рассчитана всего на 9 свечей. Конечно, света она не давала, да и не в освещении дело — современникам маркизы она говорила совсем о другом. Люстра деликатно указывала на статус своей хозяйки и подчеркивала ее власть, но в первую очередь рассказывала о любви короля к девушке из третьего сословия, которую он превознес до небес. Король жаловал ей дворянский титул и подарил свое сердце.

Торжество природных сил ощущается в бронзовых стеблях — все это благодаря десяткам различных способов отделки металла, которые использовал автор. Поистине ювелирное мастерство! Жак Кафьери работал в золотой век французской декоративной бронзы — век Мастеров.

Прежде чем стать Мастером, необходимо было пройти долгий «курс посвящения» — в течение нескольких лет набираться опыта подмастерьем в разных уголках Франции и при известном таланте и выдающемся техническом исполнении продолжить работу в качестве компаньона — ближайшего помощника Мастера. Жак Кафьери был таким Мастером, удостоенным звания «скульптора, литейщика и чеканщика Короля». Несмотря на наличие помощников, речь всегда шла о ручном производстве очень небольшого объема — о штучных изделиях, многие из которых сегодня расцениваются как шедевры мирового искусства.


После реставрации люстра в полной безопасности вернулась в Париж, и сегодня она хранится в Библиотеке Мазарини на левом берегу Сены. Специально для выставки «Дни французского дизайна» Режис Матье привез в Москву точную копию люстры маркизы де Помпадур, которая затем вернется в музей люстры Mathieu Museum на юге Франции. Постоянная экспозиция музея насчитывает свыше 300 предметов освещения XVI–XX веков.

http://mathieumuseum.com